Начало

Задачи партнёрства

Программа "Аварийный Ресурс"

Схема программы

Паспорт программы

Контакты


Северо-Западная Региональная целевая координационно-экологическая программа
"Аварийный ресурс" по компоненту (АР СЗРЦ КЭП)


РАЗРАБОТАНА:

  • Аудиторами Международной системы управления окружающей средой ИСО 14000 под руководством И.Г.Бондаренко
  • Экспертной группой Некоммерческого партнерством Охраны и ОздоровленияОкружающей Среды "Аварийный ресурс" (НП ОООС "Аварийный ресурс")
  • Научно-исследовательским центром безо-пасности технических систем МО РФ (НИЦ БТС МО РФ)

РЕКОМЕНДОВАНА:

Российскими производственными группами:

  • Нефте-газового комплекса
  • Производителей природоохранного оборудования
  • Судовладельцев
  • Образования и т.п.

СОГЛАСОВАНА:


СОДЕРЖАНИЕ

							
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ

Раздел I. 
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПО КОМПОНЕНТУ
	1.1.	Основные экологические проблемы
	1.2.	Анализ экологической безопасности

Раздел II.	
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО КОМПОНЕНТУ В РЕГИОНЕ
	2.1.	Цели и задачи совершенствования стратегии по соблюдению экологической безопасности
	2.2.	Основные направления экологической безопасности по компоненту
		
		2.2.1.	Совершенствование регулирования работы государственных и иных организаций 
			хозяйствующих субъектов региона в природоохранной деятельности и природопользовании
		
	2.3.	Развитие технического и научного обеспечения в регионе, способного снизить 
		техногенные нагрузки на окружающую среду от деятельности человека
	2.4.	Обеспечение экологически безопасного развития промышленных комплексов 
		бизнесхозяйствования
	2.5.	Восстановление и реабилитация экологически неблагоприятных территорий, 
		вод и производств по компоненту 
	2.6.	Экологизация образования, воспитания, деятельности средств массовой и 
		профессиональной информации, совершенствование профессиональной подготовки 
		специалистов, молодежные экологические движения
	2.7.	Снижение степени экологического загрязнения в регионе
	2.8.	Международное сотрудничество

Раздел Ш.	
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
	3.1.	Основные направления решения экологических проблем
		
		3.1.1 	Подпрограмма "Координационный центр"
		3.1.2.	Подпрограмма "Информационная система. Информационный экологический портал"
		3.1.3.	Подпрограмма "Экологическое образование"
		3.1.4.	Подпрограмма "Экологическое страхование"
		3.1.5.	Подпрограмма "Управление запасами"
		3.1.6.	Подпрограмма "Экологизация транспортных систем, работающих по перевалке, 
			транспортировке, хранению опасных отходов и опасных грузов"
		3.1.7.	Подпрограмма "Атмосфера. Воды. Земли. Реабилитация, очистка и восстановление
		3.1.8.	Подпрограмма "Оптимизация управления отходами"
		3.1.9.	Подпрограмма " Природоохранное производство и промышленная переработка отходов
		3.1.10.	Подпрограмма "Вооруженные силы. Экологическая безопасность"
		
	3.2.	Критерии приоритетности

Раздел IV.	
РЕАЛИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ И КОРРЕКТИРОВКА АР СЗРЦКЭП ПО КОМПОНЕНТУ. 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗРАБОТКИ СЗРЦКЭП ПО КОМПОНЕНТУ
	4.1.	Организационно-правовой механизм взаимодействия участников АР СЗРЦКЭП по компоненту
	4.2.	Экономический и финансовый механизм реализации АР СЗРЦКЭП по компоненту
	
		4.2.1.	Возможные механизмы финансирования
		4.2.2.	Источники финансирования
	
	4.3.	Вовлечение заинтересованных сторон населения и всех хозяйствующих субъектов 
		в регионе в процесс разработки и реализации АР СЗРЦКЭП по компоненту
	4.4.	Информационное сопровождение  и обработка данных для оценки 
		выполнения АР СЗРЦКЭП по компоненту

Раздел V.
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
	5.1.	Общие положения
	5.2.	Объемы военного природопользования и основные показатели воздействия 
		военной деятельности на состояние окружающей среды в регионе
	5.3.	Основные направления обеспечения экологической безопасности повседневной 
		региональной деятельности ВС и задачи по их реализации
	5.4.	Основы построения региональной системы экологического мониторинга в структуре ВС
	5.5.	Пути снижения экологического воздействия на окружающую среду в 
		регионе от основных видов военной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ

На основе рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию определяющих принципов согласованной политики устойчивого развития мирового сообщества и сохранения экосистемы Земли, Россией был ратифицирован ряд международных соглашений и ведется активная работа по интеграции в экологические проекты мирового значения.

В последние годы экологическая доктрина страны претерпела серьезные изменения. Были разработаны и приняты законы и постановления, направленные на сохранение окружающей среды и гармонизацию ее с жизнедеятельностью человека. Создано правовое поле, где регламентированы правила поведения физических лиц и всех хозяйствующих субъектов как внутри страны, так и во взаимоотношениях за пределами границ государства.

"Аварийный ресурс "Северо-Западная Региональная целевая координационно-экологическая программа (по компоненту)" (АР СЗРЦКЭП по компоненту) является программным документом, призванным конкретизировать работу по консолидации усилий всех хозяйствующих субъектов, общественных организаций, государственных органов и частных лиц по экологической безопасности в узком компоненте (нефть, газ, производные).

"Аварийный ресурс "СЗРЦКЭП по компоненту" может стать первым шагом на пути становления и практического воплощения устойчивого развития региона в начале XXI века. "Аварийный ресурс "СЗРЦКЭП по компоненту" служит примером плодотворной работы, согласия и совместного видения путей решения экологических проблем в регионе государства и общества, структур управления и общественных экологических организаций.


ВВЕДЕНИЕ

"Аварийный ресурс Северо-Западная Региональная Целевая Координационно-Экологическая Программа по компоненту" (АР СЗРЦКЭП по компоненту) разработана для определения эффективных путей улучшения экологической обстановки в Северо-Западном регионе России и согласуется с основными положениями долгосрочной экономической и социальной политики в регионе.

Цели АР СЗРЦКЭП по компоненту:

  • Оздоровление экологической обстановки в Северо-Западном регионе страны;
  • Создание экологического щита безопасности в регионе от техногенного воздействия жизнедеятельности человека;
  • Ведение работ по компонентному признаку "нефтехимия, производные" (нефтедобыча, нефтепереработка, сырье, продукты, опасные грузы, опасные отходы, реабилитация, восстановление, очистка грунтов, почв, территорий, вод, природоохранное производство, утилизация);
  • Снижение степени экологического риска региона;
  • Создание природоохранной производственной отрасли в регионе;
  • Информационно-образовательные задачи.

Документ базируется на Конституции Российской Федерации, законе об охране окружающей среды, иных законодательных актах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, а также учитывает положения, изложенные в программе действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию

Институционные преобразования, затрагивающие природоохранную деятельность, совершенствование природоохранного законодательства, использование экономических инструментов и учет экологических факторов в экономической и социальной политике приобретает все большее значение. Возрастает необходимость тесного взаимодействия природоохранных органов с другими органами исполнительной власти, экологически ориентированными общественными организациями и деловыми кругами, создания новых механизмов принятия решений, обеспечивающих достижение поставленных целей.

АР СЗРЦКЭП по компоненту разработана с участием рабочих групп от региональных подразделений министерств и ведомств, природоохранных организаций административно-территориальных формирований и субъектов Российской Федерации, неправительственных экологических движений и организаций, представителей деловых кругов, ученых, а также в сотрудничестве с представителями международной организации ЮНИДО. В настоящем документе приведены достаточно подробные рекомендации по выработке целей, ранжированию экологических проблем, выделению приоритетов при разработке территориальных подпрограмм и планов действий по охране окружающей среды. Предполагается, что АР СЗРЦКЭП по компоненту будет корректироваться каждые 2-3 года и в части финансирования будет привязан к соответствующим финансовым годам. Это необходимо прежде всего для того, чтобы целенаправленно использовать имеющиеся финансовые ассигнования на охрану окружающей среды, вкладывая их в решение приоритетных экологических проблем.

Ожидается, что АР СЗРЦКЭП по компоненту станет ориентиром при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными хозяйствующими субъектами, иностранными и российскими инвесторами, бюджетных ассигнований.

Для реализации поставленных целей необходимо:

  • Решение региональных экологических проблем во взаимосвязи с социально-экономическими планами развития бизнесхозяйствования;
  • Создание на региональном, а в дальнейшем и на федеральном, уровне механизмов снижения техногенного воздействия от жизнедеятельности человека на окружающую природную среду и здоровье населения. В основе этих механизмов - требования и условия для субъектов (инициаторов хозяйственной деятельности) с целью предотвращения и уменьшения ее (жизнедеятельности) негативных экологических последствий;
  • Совершенствование механизма привлечения финансовых средств в сферу экологического бизнеса для реализации природоохранных мероприятий и проектов;
  • Осуществление совместных консультаций по обеспечению экологической безопасности в Ленинградском военном округе.

Решение этих задач осуществляется путем совершенствования действующих разработок и внедрения новых механизмов экологической политики государства (включая нормативно-правовую базу, систему экономического и финансового государственного экологического мониторинга и контроля, учета объемов добычи, транспортировки, хранения, систему утилизации и переработки отходов).

Разработка программы базируется на ключевых принципах и положениях:

  • Приоритет охраны здоровья нынешнего и будущего поколений людей от негативного воздействия факторов окружающей природной среды;
  • Приоритет вопросов охраны окружающей природной среды при принятии политических и экономических решений;
  • Совершенствование нормативно-законодательной базы и экологических стандартов при проведении экономических проектов;
  • Установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности всех хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти за состоянием окружающей среды, разработка и реализация совместных мероприятий по охране природной среды;
  • Сочетание административных и экономических методов для предотвращения деградации и загрязнения окружающей среды;
  • Эффективное участие в международном сотрудничестве при решении российских и международных экологических проблем (региональных, трансграничных и глобальных).




Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал